Искусство разрушения мифов, или Почему многие люди до сих пор боятся прививок

Искусство разрушения мифов, или Почему многие люди до сих пор боятся прививок

Гендиректор Ogilvy Public Relations Кристофер Грэйвс (Christopher Graves) поделился своими размышлениями с позиции специалиста по коммуникациям о том, почему так трудно развеять вредоносные мифы о прививках.

Все началось с исследования британского врача 17 лет назад: по его мнению, прививки от кори, свинки и краснухи стали причиной развития аутизма у 12 детей. Правда, все дальнейшие опыты привели к опровержению. Выяснилось, что врач имел свои корыстные интересы, и его лишили лицензии, а медицинский журнал опубликовал извинения.

Однако до сих пор опросы показывают, что не менее трети родителей в США не доверяют прививкам. Спор между медиками, родителями и политиками до сих пор актуален. По мнению Грэйвса, уничтожить устоявшийся миф трудно, и на это есть несколько причин:

Оспаривать факты бессмысленно — от этого только хуже. Люди — заложники своих предубеждений, они принимают доказательства, которые укладываются в их систему ценностей.
Повторяя миф, мы его популяризируем. Как это ни парадоксально, но порядка 40% людей поверят в миф, а не в опровержение.
Подтверждение помогает, но мы редко прибегаем к нему. Услышав неверное утверждение, мы не спешим поддержать человека, а сразу на него нападаем. Если бы сторонники вакцинации не нападали на родителей, а старались понять их обеспокоенность, позволяли им почувствовать себя хорошо и уверенно, было бы намного проще изменить их убеждения.
Людям нужен сюжет. В ходе исследования австрийского психолога Фрица Хайдера (Fritz Heider) обнаружилась величайшая потребность человека в сюжетах, даже из пустоты он сочинит свой. В информационной войне за вакцинацию движение против прививок использует множество разных сюжетов, но в ней обязательно есть злодей и герой.

Актриса Дженни Маккарти (Jenny McCarthy) стала одним из главных борцов против вакцинации в США: она убеждала общество, что ее сын стал аутистом из-за прививки, специалисты по социальным наукам называют это явление «эффектом отождествления с жертвой». Оказывается, что эмпатия не работает на больших числах. Мы можем переживать за одного чужого человека, но с ростом числа жертв интерес падает.

Профессор Стефан Левандовски (Stephan Lewandowsky) уверен, что нельзя опровергнуть миф и оставить на его месте вакуум, нужно рассказать другой сюжет. Вспомните случаи, когда вы пытались переубедить оппонента, прибегая к фактам, или как вы хотели передразнить или унизить заблуждающегося. Люди подвергаются таким соблазнам, но в результате лишь подкрепляют заблуждения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: